Считается, что наиболее опасны крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Однако, по данным ООН, совокупный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15%, а судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод являются основными источниками загрязнений.
В Финском заливе можно выделить три района, наиболее подверженных загрязнению :
Участок акватории Балтийского моря вблизи входа в Финский залив;
Центральная часть Финского залива;
Невская губа.
Район 1. Высокий уровень загрязнённости выявила спутниковая съёмка вдоль судоходных трасс вблизи входа в Финский залив. Главными источниками загрязнений на данном участке являются суда, сбрасывающие воды, содержащие нефтепродукты, это может происходить на протяжении десятков километров пути. Чаще всего неправомерные сбросы нефтепродуктов замечаются на участке судоходной трассы севернее острова Хийумаа.
Район 2. В центральной части Финского залива проявляются плёночные загрязнения огромной площади. Это характерно либо для сбросов с неподвижных судов, когда распространение нефтесодержащих пленок происходит равномерно во все стороны, либо для прежних разливов, которые успели подвергнуться частичной деградации из-за воздействия течений и ветра. Самое большое загрязнение, по наблюдениям за 2010–2016 гг., было выявлено от 9 октября 2011 г., над центральной частью Финского залива. Однако выявить судно, с которого произошёл сброс, не возможно, поскольку загрязнение произошло в районе судоходного пути с интенсивным движением.
Район 3. Восточная часть Финского залива между Кронштадтом и Санкт-Петербургом - Невская губа, в которую впадает река Нева. Здесь также, достаточно крупные разливы выявлены вдоль судоходной трассы, ведущей к устью Невы. Кроме того плёночные загрязнения, детектируются на радиолокационных изображениях, и обусловлены нефтесодержащими сбросами бытового и промышленного характера [6].
Загрязнение Невской губы оказывает негативное влияние на окружающую морскую среду и береговую линию из-за ослабленного водообмена, обусловленного наличием дамбы. Кроме того, в данном районе постоянно усиливается судоходство. Например, в 2016 г. через данный участок Финского залива в Санкт-Петербург проследовало около 5150 судов, 1169 из которых перевозили нефтепродукты. Ситуация усугубляется наличием потенциального источника загрязнения - Санкт-Петербургского нефтяного терминала, на котором в год обращается около 10 млн. тонн (2016 г.), а также и сам Большой порт Санкт- Петербурга, на котором грузооборот составляет около 50 млн. тонн в год (2016 г.).
В период проведения спутниковых наблюдений в акватории Финского залива с 1990 по 2016 гг. зафиксировано 45 случаев существенных плёночных загрязнений акватории. Площадь пятен изменялась в пределах от 100 м2 до 30 км2. Площадь нефтесодержащих загрязнений морской поверхности в совокупности составила 28,57 и 116 км2 в 2014, 2015 и 2016 г. соответственно.
В скором времени в Финском заливе ожидается увеличение трафика судов, сооружение новых и расширение уже имеющихся портов. Растет количество кабелей и трубопроводов на дне залива, а также туризм на море побережье. Необходимо картографировать влияние данных факторов и планировать деятельность человека так, чтобы не наносить вред морю и не уничтожать морскую флору и фауну.