Каково отношение современных покупателей к электронной торговле?!
Даже самого беглого взгляда на перемены в окружающей нас действительности достаточно, чтобы понять, что розничную торговлю ожидают очень серьёзные и глубокие изменения. Электронные формы приобретения товаров, услуг и расчетов очень быстро стали привычными. На смену традиционной междугородней связи пришли практически бесплатные видеоконференции по скайпу, авиа- и железнодорожные билеты стали электронными, и регистрацию на авиарейсы многие пассажиры проходят через сайты авиакомпаний. Электронные книги стремительно вытесняют «бумажную» книготорговлю и библиотеки, заставляя книжные магазины преобразовываться в новые форматы. Из «бардачков» автомобилистов исчезают карты и атласы автодорог – растет число водителей, которые пользуются навигаторами. Нынешнее поколение детей и подростков с айфонами и айпэдами – это уже «электронное» поколение. Скоро они станут активными потребителями и будут приобретать товары в той форме, которая им привычна и удобна. Ожидается, что будут появляться все более совершенные электронные планшеты производства разных фирм, и влияние интернета и социальных сетей на нашу жизнь ещё усилится. Молодые и развитые покупатели будут быстрее и в большей степени переходить на интернет-покупки, а магазины и торговые центры станут для них, скорее, местом встреч и досуга, а также своеобразными демозалами, где можно посмотреть и потрогать модель, чтобы потом купить ее в Интернете.
Более консервативно по отношению к электронной торговле настроены потребители старшего возраста, которые не имеют возможности или не привыкли пользоваться Интернетом и компьютером вообще. И вдобавок еще помнят негативный опыт дистанционных продаж 90-х и начала 2000-х годов… Доля таких потребителей пока остается высокой, и это смягчает ситуацию для традиционной розничной торговли.
Назовите факторы, сдерживающие развитие интернет-торговли в России.
Основные преимущества покупок через интернет для потребителей – это удобство и выгодные цены, а ограничения связаны с тем, что интернет-торговля в реальности не обеспечивает этих преимуществ. Самая главная проблема на сегодняшний день – доставка. Именно неэффективная логистика послужила причиной провала ряда проектов интернет-магазинов. Вторая проблема – это недоверие покупателей. К самому продавцу, к качеству товара, к расчетам в электронной форме, к гарантийному обслуживанию и возможности возврата и обмена. Это гораздо более серьезные ограничения, чем проблема персонала, о которой почему-то часто говорят. Безусловно, электронная торговля невозможна без участия людей. Но количество персонала в традиционной розничной торговле в разы выше, и, соответственно, трудностей в управлении людьми гораздо больше! Можно сказать, что минимизация человеческого фактора – возможность для электронной торговли, а не ограничение для ее развития.